Замещающим родителям
Законодательство по защите прав детей-сирот
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье
Кодекс Республики Беларусь об образовании
Жилищный кодекс Республики Беларусь
Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»
Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Закон Республики Беларусь от 21 декабря 2005 года «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Закон Республики Беларусь от 20 сентября 2009 года «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь»
Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»
Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 года «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений»
Указ Президента Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 330 «О государственной поддержке семей, усыновивших (удочеривших) детей»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1676 «Об утверждении положения об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1677 «Об утверждении положения о порядке управления имуществом подопечных»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1678 «Об утверждении положения о приемной семье»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2006 года № 289 «Об утверждении Положения о детском доме семейного типа»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2006 года № 290 «Об утверждении Положения о порядке передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 мая 2006 года № 637 «Об утверждении Положения о порядке организации работы по установлению опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2006 года № 748 «Об утверждении Положения о порядке выдачи единого билета, условиях и сроках пользования им»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2006 г. № 840 «О государственном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также содержании детей в социально-педагогических центрах, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, приемниках-распределителях для несовершеннолетних»
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 года № 1728 утверждены:
«Положение о порядке предоставления детям статуса детей, оставшихся без попечения родителей, утраты этого статуса, и возврата таких детей родителям»;
«Положение о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите»;
«Положение о порядке закрепления жилых помещений за детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2008 г. № 1408 «О специальных жилых помещениях государственного жилищного фонда»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 января 2009 года № 94 «О расходах государства на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, подлежащих возмещению в доход бюджета»
Постановление Совета Министров от 31 января 2007 года № 122 «О некоторых вопросах усыновления (удочерения), установления опеки, попечительства над детьми» (новая редакция Положения о международном усыновлении, установлении международных опеки, попечительства над детьми)
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2008 г. № 1408 «О специальных жилых помещениях государственного жилищного фонда»
Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 18.07.2008 года № 43/210/112/121/57 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия государственных органов, ответственных за выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18»
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 июня 2010 года № 83 «О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 марта 2007 г. № 20 «О некоторых вопросах усыновления (удочерения), установления опеки, попечительства над детьми, создания приемных семей, детских домов семейного типа, возврата детей родителям»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2010 года № 1226 «Об утверждении Положения о порядке регистрацции и ведения регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регистрацию которых осуществляет орган опеки и попечительства»
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 сентября 2010 года №129 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 июля 2010 № 102 «Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к устройству, содержанию и режиму деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и признании утратившим силу постановления Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22 декабря 2005 года № 18»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 года № 839 «О размере и порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и порядке предоставления их в бесплатное пользование»
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 года № 124 «Об утверждении Положения о детском доме, детской деревне (городке) и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2012 года № 596 «Об утверждении Положения о патронатном воспитании»;
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 2 октября 2012 года №118 «Об утверждении Положения о порядке формирования республиканского банка данных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и пользования им»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 2013 года № 376 «О порядке взаимодействия государственных органов и организаций при принятии решений о даче согласия на отчуждение или об отказе в отчуждении жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние члены, бывшие члены семей собственников жилых помещений, признанные находящимися в социально опасном положении, либо признанные нуждающимися в государственной защите, или граждане, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности судом, или жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от № 433 «Об утверждении Положения о постинтернатном сопровождении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Взаимоотношения с биологическими родителями
Взаимоотношения с биологическими родителями — это одна из самых болезненных тем для родителей, которые взяли в свою семью ребёнка. Здесь нужно быть поистине мудрым человеком, для того, чтобы найти ту золотую середину, которая позволит и ребёнку вырасти гармоничным человеком, не отвергающим свои корни, и в приёмной семье создать атмосферу открытости, принятия, бесконфликтности.
Отношение ребёнка к своим кровным родителям — это вопрос, который нельзя замалчивать. Даже если ребёнок особо не проявляет интереса к своему прошлому, нужно говорить о его корнях. Приёмные родители ни в коем случае не должны осуждать биологических родителей, говорить о них плохо, даже из лучших побуждений и намерений оградить ребёнка от возможных психических травм.
Постарайтесь почувствовать благодарность к кровным родителям, благодарность за то, что они родили этого ребёнка, за то, что вы можете быть с ним.
Помните о важности биологических родителей для эмоциональной жизни ребёнка и никогда не относитесь к биологическим родственникам приёмного ребёнка небрежно или неуважительно.
Биологические корни нужны ребёнку на протяжении всей жизни. Следует поощрять принятие ребёнком своих родных, это крайне важно для гармоничного развития его личности. Поэтому если у ребёнка сохранились хорошие воспоминания о кровных родителя, следует поддерживать их, не давать забыться.
Быть может, есть вероятность, что ребёнок когда-нибудь вернётся в свою биологическую семью. В этом случае контакты и встречи с кровными родителями просто необходимы. Подробности организации таких встреч желательно обсудить и согласовать с органом опеки и попечительства, и, по возможности такая встреча должна проходить под наблюдением специалиста.
Ещё один важный вопрос, который часто волнует приёмных родителей — стоит ли рассказывать ребёнку о его кровных родителях, правда о которых неприятна и неприглядна (например, в пьяном виде отец убил мать и теперь сидит в колонии). В этой очень непростой ситуации не стоит забывать, что дети, как правило, очень хорошо помнят своё прошлое. А так как память имеет свойство сглаживать неприятные и идеализировать приятные моменты, то о своих кровных родителях, особенно о матери, дети могут иметь самые хорошие воспоминания. Если же утаивать от ребёнка его неприятное прошлое, оно может тревожить его, например, напоминая о себе в страшных снах. Поэтому, какой бы неприятной не была правда, по мнению специалистов, все-таки лучше рассказать о ней ребёнку, максимально тактично и осторожно, избегая резких выражений и осуждений.
Что надо делать приёмному родителю, если становится известно, что объявился пропавший (бросивший, отсидевший свой срок и т. д.) кровный родитель и что он старается вернуть себе ребёнка?
Если появились такие сведения, следует сохранять полное спокойствие и не предпринимать самостоятельных шагов. Обычно кровные родители обращаются к работникам приютов или специалисту по охране детства управления образования, а те знают, что надо предпринять. Родителям следует помнить, что волевая сфера кровных родителей наших детей, как правило, слабо развита. Они легко могут неожиданно чего-либо захотеть и так же быстро об этом забыть, отодвинуть желание, заменив его другим. Это не означает, что они не любят своего ребёнка, но быть полноценными ответственными родителями ему они не могут, в чём есть полная уверенность у работников приюта (в противном случае ребёнок не был бы передан в приёмную семью). Иногда кровными родителями движут меркантильные соображения. Например, на приём к специалисту по охране детства пришла кровная мать 10-летнего мальчика, уже 3 года проживающего в приёмной семье. Скрытый мотив её желания вернуть сына (быстро распознанный специалистом) был связан с готовностью отца ребёнка помогать материально его матери в том случае, если они будут жить вместе.
Как быть, если приёмный ребёнок просит разрешения повидаться со своими кровными родителями или позвонить им по телефону?
В этом случае у родителей есть возможность сослаться на работников приюта (специалиста по охране детства управления образования), которые помогли ребёнку обрести новых родителей. Ребёнку можно напомнить, что ответственность за него несут также специалисты, и что их надо проинформировать о возникшем желании («У нас с тобой есть начальник. Посоветуемся с социальным педагогом (педагогом-психологом, специалистом по охране детства), что лучше всего следует делать и когда»). Информировать специалистов надо обязательно, для того, чтобы они смогли вовремя обнаружить источники возникновения такого желания и предупредить неблагоприятное развитие проблемных ситуаций.
Как определиться с возрастом ребёнка
Приняв решение об усыновлении ребенка, будущие приемные родители сталкиваются с непростым вопросом: каким именно они видят своего будущего малыша? Ребенка какого возраста лучше принять в свою семью? Будет это мальчик или девочка? Какие черты характера они хотят видеть в своем наследнике? Будет он активный, шумный «заводила», а, может быть, наоборот, тихий и молчаливый «зубрилка»?
На выбор возраста усыновляемого ребенка часто влияют финансовые и бытовые возможности будущих родителей. Важную роль играет их жизненный и родительский опыт, их личностные установки и предпочтения. Мы хотим помочь Вам в выборе своего ребенка. Для этого попробуем в нескольких словах оценить плюсы и минусы усыновления ребенка того или иного возраста.
Ребенок от рождения до года
Усыновляя младенца, Вы получаете возможность формировать его личность практически с нуля, воспитывать определенные черты характера, влиять на его интеллектуальное развитие. Большим плюсом этого возраста является отсутствие у ребенка какой бы то ни было памяти о своих бывших родственниках, он не помнит негативных моментов своей пока еще короткой жизни. Ребенок связан со своими биологическими родителями исключительно наследуемыми признаками: цветом глаз, волос, чертами лица, особенностями фигуры, типом нервной деятельности. Усыновителям ребенка до года легко сохранить тайну усыновления: появление малыша не вызовет у посторонних лишних вопросов. Немаловажным является и тот факт, что при усыновлении младенца между ним и приемными родителями очень легко возникает привязанность. Ни для кого не секрет, что дети, лишенные родителей на первом году жизни, испытывают особенно острый эмоциональный голод. Это весьма отрицательно сказывается на их физическом и психическом развитии. Чем раньше ребенок окажется в семье, тем быстрее он будет развиваться, и Вам не придется компенсировать нежелательные последствия его пребывания в государственном учреждении.
К сожалению, не всегда есть возможность получить информацию о течении беременности и родах биологической матери. Также следует помнить, что некоторые заболевания, родовые травмы проявляют себя только после года жизни ребенка. Поэтому не всегда можно оценить, является отставание в психологическом развитии следствием врожденных нарушений или недостаточного внимания в первые месяцы жизни. Кроме того, неизвестно, какие болезни и отклонения в развитии ребенка могут проявиться позже.
Не столь важным, но все же значимым фактором является то, что до года у ребенка слабо проявляются особенности внешности и характер. Помните, что через год ребёнок может сильно измениться внешне.
Следует отдавать себе отчет и в том, что вам придется потратить много сил на уход за ребенком (стирка пеленок, испачканного белья, приготовление пищи); ребенок может плохо спать, часто плакать, поэтому будьте готовы к недосыпанию. Практически невозможно совмещать работу и уход за младенцем.
От года до трех лет
У ребенка этого возраста уже видны особенности внешности, и усыновителям намного проще подобрать ребенка, похожего на кого-то из них. Значительно проще становится оценить состояние здоровья ребенка, вовремя выявить патологии развития.
В то же время, в этом возрасте ребенок по-прежнему податлив к внешним влияниям, и его родители имеют возможность эффективно воздействовать на развитие интеллекта и черт характера.
Это самый привлекательный возраст: малыш начинает говорить, у него своеобразная и забавная речь; он много передвигается, интересуется окружающим, вызывает всеобщее умиление и любование, дарит положительные эмоции всем окружающим.
Уход за ребенком этого возраста требует от родителей много внимания и сил и практически лишает их возможности позаботится о себе и других членах семьи: все время занимает подвижный и любознательный малыш. Ребенок может быть подвержен различным заболеваниям: простудам, инфекциям, что создает дополнительные сложности для родителей. Матери нелегко совмещать воспитание ребенка и работу. Кроме того, в 2,5-3 года начинается возрастной кризис, требующий от родителей особого терпения и внимания к своему малышу.
Родителей, принявших решение усыновить ребенка от года до трех лет, подстерегает еще одна опасность: они могут не заметить возможное интеллектуальное отставания в развитии ребенка. Особенно эта проблема актуальна в случае отсутствия информации о биологических родителях малыша, а также о течении беременности и родах биологической матери. Однако стоит иметь в виду, что отставание в развитии в этом возрасте корректируется значительно проще, чем в последующие возрастные периоды.
От трех до пяти лет
В этом возрасте ребенок уже достаточно самостоятелен, у него хорошо развиты навыки самообслуживания (зачастую даже лучше, чем у его домашних сверстников). Основные черты характера и темперамент ребенка уже сформированы, его способности, склонности и интересы проявляются в полной мере. Это дает усыновителям возможность «подобрать» малыша, соответствующего по психологическому складу личности своим будущим родителям. Ребенок в возрасте от трех до пяти лет разумен, меньше капризничает, с ним можно общаться практически как со взрослым. Кроме того, в этом возрасте ребенок сформирован как личность, и мужчинам (отцам) общаться с ним намного интереснее, чем с младенцем; они охотно участвуют в воспитании ребенка и его обучении.
Немаловажным преимуществом этого возраста является возможность посещения ребенком детского сада (по истечении периода адаптации). Поэтому родители, не желающие или не имеющие возможности прерывать свою карьеру на длительный срок, смогут продолжать свою профессиональную деятельность.
Ребенок уже достаточно большой, поэтому он помнит своих родственников и других людей, отдельные эпизоды из своей прошлой жизни, которые, вполне возможно, наложили негативный отпечаток на его сознание и поведение. К этому возрасту у него могут уже выработаться многие привычки и предпочтения, не соответствующие общепринятым социальным нормам. Они могут раздражать родителей и окружающих и требовать корректировки.
Задержка психического развития ребенка (ЗПР) может быть выражена достаточно ярко и, вполне вероятно, потребуются значительные усилия со стороны родителей для ее компенсации. При этом отличить ЗПР, вызванную недостатком общения и внимания, от органических нарушений бывает весьма сложно, что также может привести к неблагоприятным последствиям. Кроме этих проблем, ребенок такого возраста, находившийся долгое время в доме ребенка или живший в неблагополучной семье, может иметь некоторые соматические заболевания, перешедшие в хроническую форму и требующие лечения.
От пяти до семи лет
В этом возрасте ребенок уже достаточно самостоятелен и независим, он многое знает и умеет.
Риск возникновения неожиданных серьезных заболеваний в этом возрасте невысок, так как большинство наследственных болезней уже успевают проявиться. Да и в целом в этом возрасте дети болеют значительно реже, чем до пяти лет, они более устойчивы к инфекциям.
Отношения с приемными родителями у ребенка складываются намного легче, чем при усыновлении малыша в возрасте от двух до пяти лет. Пяти-семилетний малыш готов назвать родителем практически любого взрослого, проявившего к нему внимание и продемонстрировавшего заботу. Ребёнок прекрасно понимает изменение ситуации и прилагает значительные усилия для того, чтобы понравится своим новым родителям.
Ребенок очень хорошо помнит своих родителей, травмирующие эпизоды из своей прошлой жизни. Основные привычки (не всегда правильные и приятные для приемных родителей), а также тип поведения ребенка уже преимущественно сложились. Поэтому родителям потребуется достаточно много терпения и тепла для изменения накопившихся негативных привычек и преодоления недоверия ребенка к окружающему его миру.
Кроме того, приемным родителям необходим большой запас времени, сил и терпения. Обычно дети, находившиеся в неблагоприятных условиях или в детских учреждениях, отстают от своих «домашних» сверстников в навыках социальной жизни, эрудиции, дошкольной подготовке. Вам придется приложить немало усилий, чтобы помочь ребенку наверстать упущенное.
От семи до десяти лет
Семи-десятилетний ребенок – это уже младший школьник. Он достаточно самостоятелен и не требует много времени для ухода; кроме того, он независим и трудолюбив. У него очень хорошо видны особенности характера и поведения, проявляются привычки и склонности, легко оценить его способности и уровень интеллекта.
Ребенок очень хочет иметь хорошую семью, позитивно настроен на переход в семью и готов приложить максимум усилий для того, чтобы «соответствовать» требованиям и пожеланиям своих приемных родителей. Значимым является и тот факт, что Вам не придется ломать голову над вопросом, нужно или нет сохранять тайну усыновления – напротив, ребенок этого возраста уже многое знает и понимает, он способен в полной мере оценить Ваше желание заменить ему биологических родителей.
Зачастую приемным родителям бывает трудно приспособиться к особенностям поведения ребенка, постараться понять истоки его привычек и отдельных черт характера и в итоге принять его таким, как он есть.
Родителям, усыновившим ребенка такого возраста, потребуется великое терпение, умение сдерживать свои эмоции и не раздражаться. Необходимо понимать, что ребенок представляет собой продукт среды и обстоятельств. Он стал таким не по своей воле, а по вине окружающих его взрослых, отнявших у него возможность иметь нормальное детство.
В целом отношения будут складываться удачно при условии наличия психологической совместимости между ребенком и приемными родителями.
Подростки
Подростки, воспитывающиеся в школах-интернатах, - самый трудный контингент для усыновления. Все противоречия их развития в этом возрасте обостряются и умножаются. Взрослые, рискнувшие взять в семью такого ребенка, должны обладать невероятной терпимостью, тактичностью, мудростью и уважением к личности подростка, часто очень далекой от совершенства. Они должны быть готовы к постоянной психологической напряженности и помнить, что подростку приходится испытывать не меньшие трудности в этот кризисный период развития.
Конечно, многое зависит от состояния здоровья, личных качеств ребенка, а также приемных родителей. Требуется достаточно длительный период предварительной установки отношений при помещении его в семью и разрешение (с 10 лет) самого ребёнка на усыновление и изменение его личных данных. Подростки могут пойти в семью для того, чтобы уйти от проблем и конфликтов в детском доме, а не от большого желания жить именно в вашей семье.
Несомненным плюсом этого возраста являются большая самостоятельность ребёнка. Подросток способен сравнить свою прежнюю жизнь с жизнью в приемной семье и обычно понимает, что родители хотят ему помочь. Его можно привлекать к совместной работе над общими проблемами, общаться с ним, как со взрослым, и совместно решать взрослые задачи. Это может послужить сплочению семьи.
Некоторые замечания
Потенциальным усыновителям следует помнить о том, что дети, длительное время находившиеся в учреждении, часто отстают в психическом развитии. Их психологический возраст может не соответствовать биологическому, из-за чего в общении они кажутся младше своих домашних сверстников. Кроме того, младенцы, проведшие первые месяцы своей жизни в больнице, часто выглядят как новорожденные.
Дети, изъятые из неблагополучных семей, вследствие плохого питания часто отстают в физическом развитии: они ниже ростом и худее, чем их ровесники. Определить наличие дефицита питания в первые годы жизни можно по внешнему виду зубов ребенка: они полупрозрачные с горизонтальными рельефными полосками выше режущей кромки, часто мелкие и повреждённые.
Выбирая ребенка определенного пола, старайтесь не поддаваться стереотипам. Девочка может со временем отказаться носить кружевные платьица и помогать вам на кухне, а мальчик может предпочесть интеллектуальные игры или домоводство боевым искусствам, технике или спорту.